Preview

Наука и искусство управления

Расширенный поиск
№ 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

Теория и современность

10-22 769
Аннотация

В работе проведен анализ концепта «устойчивое развитие» как элемента философской теории и социальной практики. Философия и идеология устойчивого развития, возникшая в 70–80-е гг. прошлого века, стала основой для пересмотра стратегий развития национальных государств в современном глобальном пространстве. На основе философской методологии исследованы генезис, сущность, социально-философские и аксиологические основания парадигмы устойчивого развития, ее ценность для российского общества и государства. Выявлены современные факторы, влияющие на устойчивое развитие России, дана характеристика наиболее рискогенных и дестабилизирующих из них и тех, что удерживают российское общество и государство в стабильном устойчивом состоянии и создают условия для достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г. через реализацию национальных проектов.

Управление развитием бизнеса

23-39 242
Аннотация

В статье рассматриваются подходы к оценке климатической амбициозности стран, соответствующие методические и ценностные аспекты. Под понятием климатической амбициозности страны (climate ambition) подразумевается амбициозность ее климатических целей и задач, в основном закрепленных в определяемых на национальном уровне вкладах. Приведены результаты оценок следующих рейтингов: Climate Action Tracker, Climate Change Performance Index, Bloomberg NEF “G20 Zero-Carbon Policy Scoreboard”. Особое внимание уделено оценке климатической амбициозности России и интерпретации оценок климатической амбициозности в контексте понятия «климатическая справедливость».

40-50 211
Аннотация

В статье были проанализированы различные факторы, оказывающие влияние на систему организации рынка потребительского кредитования в России. Определены основные проблемы описанной предметной области. Банками ведется постоянная работа по расширению этого вида пакета за счет оказания онлайн консультативной помощи, создания кредитных калькуляторов, выпуска кредитных карт, позволяющих всесторонне учитывать различные потребности клиентов. В то же время развитие системы предоставления потребительских кредитов создает необходимость для кредитной организации по усилению контроля за кредитными рисками за счет развития различных видов обеспечения. Изучение данной системы предусматривает проведение более глубокого теоретического и практического анализа для раскрытия основных ее составляющих и значимости для банка.

51-64 185
Аннотация

Экологическая обстановка с каждым годом усложняется во многих странах мира. Возникновение экологической доктрины приходится на 1970-е гг. – период формирования потребительского общества. Тогда же начала зарождаться экологическая политика. Результатом ее развития явился тот факт, что теперь необходимо учитывать экологические вопросы при принятии социально-экономических и политических решений. В данной статье приводится анализ перспектив экологического перехода в сфере транспорта во Франции. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения транспортной политики Франции с точки зрения решений, принимаемых с целью снижения негативного влияния транспорта на окружающую среду, ввиду укрепления международного сотрудничества Российской Федерации и Франции в сфере экологических вызовов. Методологическую основу исследования составляет теория технологических укладов, теория управления системами, эмпирический и структурный анализ экономических изменений. В качестве основного результата получен вывод, что поиск и внедрение возможных решений, а также использование эффективного опыта в данной области будут способствовать достижению положительных сдвигов в охране окружающей среды и в экономическом развитии двух стран.

65-77 218
Аннотация

В статье рассмотрены особенности инноваций как фактора устойчивого потребления. Установлено, что независимо от того, являются ли инновации товарами личного потребления или товарами производственного назначения, их потребление зависит от уровня общественного восприятия, стоимости и существующих тенденций развития цивилизации в целом. Доказано, что в этих условиях комплексное сочетание этих факторов придает той или иной инновации статус необходимого блага для человека и общества. Определено, что инновационные компании, создающие новейшие товары для массового потребителя, хотя и отличаются устойчивой позицией к влиянию кризисных явлений, однако ради сохранения собственной капитализации должны постоянно совершенствовать соответствующие продукты. Поэтому для Российской Федерации потребность в инновациях должна покрываться не только за счет трансферта технологий и привлечения иностранных инвестиций, но и в большей мере через использование креативных идей внутренних новаторов для создания инновационных благ. Выяснено, что современное состояние экономики Российской Федерации не только не соответствует уровню общественных потребностей, но и не в состоянии реализовать имеющийся потенциал саморазвития. Основной причиной такого состояния является неудовлетворительный уровень коммерционализации инновационных разработок и отсталость производственных технологий. Доказано, что в существующей ситуации для Российской Федерации гораздо более перспективным является развитие собственных инновационных предприятий, в деятельности которых учитывались бы нужды потребительской системы, однако сам товар интерпретировался с особыми характеристиками. Определено, что процесс внедрения инноваций в хозяйственную деятельность экономических субъектов необходимо осуществлять не только в контексте использования определенного опыта, но и одновременно учитывать индивидуальные творческие идеи, которые могут быть восприняты потребительской системой.

78-89 201
Аннотация

В рамках проведенного исследования показано значение креативных индустрий как драйвера устойчивого развития, выявлена их роль в национальных экономиках ведущих стран мирового сообщества. Показаны факторы и последствия воздействия пандемии COVID-19 и последовавшего за ней локдауна на развитие креативных индустрий. Проведен анализ состояния креативного сектора отечественной экономики в условиях эпидемиологического кризиса. Подчеркнуто, что в кризисных условиях приоритетными направлениями креативных индустрий становятся меры государственной поддержки. Определено, что креативные индустрии являются акторами современных трансформаций экономики и бизнеса, адекватно реагирующими на критические изменения и способствующими стабилизации и устойчивому экономическому развитию, росту качества жизни и благосостояния общества.

Зарубежный опыт

90-109 569
Аннотация

В настоящее время Турецкая Республика проводит активную внешнюю политику, в процессе реализации которой государство активно задействует институты и инструменты экономической дипломатии. Целью настоящей статьи является определение наиболее эффективных институтов экономической дипломатии Турции с применением методов рейтингования, а также их ранжирование пропорционально влиянию деятельности данных институтов на формирование и регулирование экономических отношений республики с различными субъектами мировой экономики. В качестве выборки будут взяты как государственные организации, так и частные объединения, различающиеся по сферам своей деятельности (от организаций, обеспечивающих реализацию государственных программ и мер поддержки, до отраслевых деловых союзов, от министерств до кредитно-финансовых организаций), с целью получения более глубокого анализа акторов экономической дипломатии в этой стране. По каждому институту автором будет приведена краткая справочная информация. Для оценки эффективности деятельности каждого института будет использован ряд факторов – восемь основных и три дополнительных: количество проведенных переговоров с зарубежными партнерами, подписанных соглашений, проведенных международных мероприятий, представительства за рубежом, участие в работе международных организаций, количество действующих инициатив, объем финансовой поддержки, количество публикаций; кроме того, ивент-анализ упоминания в СМИ (по информации с крупнейших новостных ресурсов– Hürriyet, HaberTurk, Anadolu Ajansı). Среди данных факторов есть как количественные, так и качественные факторы, критерии которых будут определены автором. 
На основе выставленных оценок будет составлен итоговый рейтинг эффективности исследуемых акторов, а также будут выделены характерные черты экономической дипломатии в Турецкой Республике.

Правовые аспекты управления

110-120 214
Аннотация

В статье рассматриваются предпосылки формирования в России института законодательства о стратегическом планировании с учетом особенностей современного состояния экономики и социальных трансформаций, обусловленных появлением новых форм использования цифровых технологий, в том числе в сфере образования. Отмечается важность планирования как составляющей любой системы управления, приводится краткий обзор бюджетного планирования в зарубежных государствах. Анализируется раннее законодательство Российской Федерации о прогнозировании, оценивается эффективность его использования и эффективность реализации документов, изданных в соответствии с Федеральным законом от 20.07.95 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Дается краткий анализ предпосылок законодательной инициативы Правительства РФ по внесению проекта Федерального закона от 28.06.2014 № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в Государственную Думу. Дается оценка основных этапов прохождения рассматриваемого нормативного правового акта через законотворческие инстанции. Высказываются суждения об обусловленности принятия закона геополитическими событиями на территории бывшего СССР. Рассматриваются основные термины и дефиниции, зафиксированные в Законе о стратегическом планировании в РФ, делается анализ перечня документов стратегического планирования, установленных в пункте 3 статьи 11 Закона о стратегическом планировании в РФ.
Дается оценка месту Государственной автоматизированной системы «Управление» в рамках деятельности субъектов стратегического планирования. Представлен обзор недавно принятых подзаконных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования. В частности, дается оценка содержанию Распоряжения Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, принятого Правительством РФ 01.10.2021.

Научная жизнь

121-127 111
Аннотация

Новые, незнакомые ранее человечеству глобальные вызовы и системные кризисы (техногенные, биогенные, социокультурные, экологические), кибер-терроризм и идеологический экстремизм, глубинные противоречия, нарастающая нестабильность и неопределенность, с которыми мир столкнулся на рубеже ХХ–XXI вв., наряду со сформировавшейся новой геологической эпохой антропоцен, привели к насущной необходимости осознания важности устойчивого развития и переосмысления роли образования (в том числе гуманитарного). Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш недавно заявил о нарастающей катастрофе в области образования. Независимая авторитетная Международная комиссия ЮНЕСКО констатировала, что определенные подходы к образованию во многом исчерпали себя, и в апреле 2021 г. сформулировала свою обновленную цель – показать, что во времена глубоких кризисов в области здравоохранения, социальных бедствий, управления, экономики и окружающей среды – образование должно стать регенеративным: направленным на обновление существующих и восстановление утраченных или поврежденных ценностей и принципов образования. Глобальная инициатива ЮНЕСКО в контексте переосмысления роли знаний и образования в формировании будущего человечества требует создания в России новых научных и исследовательских центров устойчивого развития, которые сформируют новые идеи в сфере образования и инструменты их реализации.

Интервью с ученым



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-2222 (Print)