Проблемы управления: экономические, правовые, социальные и психологические аспекты
Статья посвящена анализу организации учебного процесса в вузе в период пандемии. Показана способность вузов адаптироваться к возможным изменениям, принимать решения в условиях неопределенности и риска, действовать в условиях экстремальных ситуаций. В статье рассмотрена реакция образовательной системы, руководителей, преподавателей и студентов на вызовы, связанные с пандемией. Отчетливо показана роль цифровизации, позволившая не прерывать учебный процесс и являющаяся важным фактором устойчивого развития. Большое место в статье уделено вопросам эмоциональной устойчивости всех категорий работников и студентов. Показана перспектива смешанного формата осуществления учебного процесса, получения цифровых компетенций преподавателями и студентами.
В работе рассматривается понятие экосистемы с точки зрения бизнес-процессов и агрегирования цифровых ресурсов. Выявлены характеристики экосистемы, отличающие ее от других моделей управления с указанием ее преимуществ перед ними. Отмечена специфика Российского digital-рынка, проанализированы особенности подходов основных игроков при построении экосистем и способов взаимодействия с потребителем. Обозначено понятие экосистемой конкуренции, предложен прогноз развития экосистем российского рынка в обозримом будущем с указанием возможных перспектив. Исследование базируется как на зарубежной статистике, исследованиях международных институтов, так и на данных российских бизнес-агрегаторов, годовых отчетах глав компаний, их позиций, обозначенных в официальных пресс-релизах. Экосистема рассматривается как с позиции бизнеса, так и человека. Рассматриваются инновации в сопряжении интернета вещей IoT, финансово-технических сервисов и мобильной связи. В статью впервые введено понятие капитала потребителя, а также управленческие и социальные риски при акселерации таких моделей бизнеса.
Целью статьи является анализ особенностей построения коммуникаций и адаптации продуктов культурных учреждений в период кризиса. Пандемия, связанная с распространением коронавируса COVID-19, оказала серьезное влияние на все сферы жизни и потребовала пересмотра многих привычных процессов. В частности, потребовалась существенная перестройка системы коммуникаций с потребителями в сферах культуры и образования. Также в этих сферах актуальными стали разработка и внедрение новых продуктов и проектов, адаптированных к условиям ограничений. Исходя из этого, в статье рассмотрены особенности создания и продвижения образовательных продуктов в период карантинных ограничений, а также наиболее подверженные кризису области работы. В качестве основного результата можно определить вывод о том, что важным фактором эффективности коммуникаций является изучение нужд потребителей, причем в постоянном режиме. Сферы образования и культуры в данном случае не являются исключением. Перспективы исследования авторы видят в том, что новые продукты, связанные с кризисом и ограничительными мерами, не исчезают с возвращением к «обычной» жизни, а остаются в линейке продуктов многих организаций. Но соотношение традиционных и новых продуктов в ассортиментном портфеле разных организаций будет различным, что зависит от многих факторов. Изучение этих факторов и эффективное управление портфелем продуктов является задачей будущих периодов. На основе этого (наряду с изучением потребностей) и предстоит разрабатывать коммуникационную стратегию организациям сфер культуры и образования.
Управление развитием бизнеса
В статье рассматриваются важнейшие вопросы формирования инвестиционных отношений на рынках капитала. Определяются субъекты этих рынков, что не представляется возможным выполнить без уточнения понятия инвестиционных отношений. В статье приведен обзор зарубежных подходов к определению “Investor relations”. Для обоснования необходимости развития отношений дан анализ развития инвестиционного рынка с привлечением населения и возможностей для инвестирования в РФ. Обоснована необходимость создания IR-отделов компаний как основных коммуникаторов с рынками инвестиций. Подробно рассмотрены вопросы функционала IR-отделов компаний, определены направления их деятельности и требования, предъявляемые к персоналу этих отделов.
Эволюция банковской системы особенно заметна в период глобальной цифровой трансформации. В данной статье авторами представлен взгляд на внутренние изменения в отечественной банковской сфере в момент кардинальных перемен как в экономике, так и в отрасли. Промышленная революция 4.0 и шестой технологический уклад несут изменения в технологиях расчетов и платежей, а значит, и в технологическом управлении банковской организацией.
Данная статья посвящена рассмотрению основных механизмов взаимодействия предприятия с поставщиками при импортных операциях во внешнеторговой деятельности. В рамках статьи исследована сущность и виды импортных операций, определены основные этапы операций, рассмотрены особенности их документального оформления. Основное внимание уделено механизмам взаимодействия при проведении данных операций. Охарактеризованы элементы механизма согласованного взаимодействия в системе «заказчик – поставщик»: принципы формирования механизма взаимодействия, выбор координирующих параметров взаимодействия, проведение основных процедур взаимодействия, нахождение компромисса для устойчивости отношений.
Описаны содержание и роль стандартизированных условий международных договоров согласно требованиям Инкотермс в документировании экспортно-импортных операций. Представлена наиболее часто используемая терминология внешнеторговых операций, и рассмотрены различия бухгалтерского и налогового учета внешнеэкономической деятельности от аналогичных операций между внутренними подразделениями организации и операциями внутри страны. Авторы делают акцент на важности учета мнений всех стейкхолдеров – участников цепи внешнеэкономической деятельности от производителя до потребителя товара (а их может быть более 10 в глобальных цепочках создания стоимости). Перечислены основные операции, которые необходимо выполнять при организации поставки товаров. Сделаны выводы о важности умения находить компромиссы для эффективного ведения дел при внешнеторговых сделках.
В статье проведен анализ существующего программного обеспечения для управления проектами. Представлены достоинства и недостатки программных пакетов мировых лидеров производителей ПО и способы их интеграции в другие системы. На основе этого сделан вывод, что данные пакеты эффективно модернизируют работу проектного менеджера и являются необходимыми в работе с современными системами.
Значительные перемены, происходящие в экономической жизни государства и общества связаны с активным и повсеместным развитием и распространением цифровой экономики. Интернет, персональные компьютеры, смартфоны, мобильная связь, искусственный интеллект, робототехника и многое другое стали неотъемлемыми атрибутами жизни нашего общества. Развитие цифровой экономики оказывает существенное влияние как на экономику в целом, так и на ее отдельные сегменты: ускоряется развитие техники и технологий, происходят стирание границ между различными сферами деятельности и значительные перемены в деятельности предприятий и работников. Благодаря цифровизации стало возможным выявление различных рисков, связанных с деятельностью и способных оказать негативное влияние на развитие всего финансового рынка.
Одним из рынков, активно вовлеченным в развитие цифровых технологий, является финансовый рынок, представляющий совокупность кредитного, инвестиционного, страхового, фондового секторов. По сути, финансовый рынок является весомым индикатором состояния всей отечественной экономики. В связи с вышеизложенным не случайным в стратегии Банка России является стремление к развитию платформ для «цифровизации» финансового рынка. Развитие платформ необходимо для формирования конкурентной и доверительной среды на финансовом рынке, поддержки его устойчивого финансового состояния, а также для обеспечения доступности капитала и финансовых услуг. Кроме того, развитие таких платформ обусловливает значительные экономические и финансовые выгоды для различных участников финансового рынка, что положительным образом скажется на развитии всей экономики.
Международный опыт
В статье рассматривается структура рынка банковских услуг на африканском континенте. Проанализированы основные причины низкого уровня использования банковских услуг на континенте и предлагаемые решения для финансового включения большой части населения. Тема исследована на региональном уровне с привлечением широкого круга источников.
Образование в XXI веке
В статье описаны показатели анализа работоспособности студентов, введено понятие первоклассного студента, приведены результаты эксперимента. Автор систематизировал параметры работоспособности студентов, разработал и провел педагогический эксперимент на базе работ Ф. Тейлора. Предложена гипотеза: можно измерять и изменять работоспособность студентов с помощью системы повышения эффективности Ф. Тейлора.
Для проверки гипотезы проведен эксперимент, участники – студенты выпускных курсов факультета экономики и управления. Задача эксперимента: адаптировать идеи Ф. Тейлора для обучения студентов; измерить работоспособность на основе принципов «первоклассного рабочего»; попробовать изменить работоспособность студентов. Использование показателей позволило адекватно оценивать работоспособность студентов и загружать их дополнительными заданиями. По каждому пункту диагностической карты можно проводить работу по улучшению параметров работоспособности.
Научная жизнь
Тема круглого стола «Investor relations как необходимое условие развития современного бизнеса» привлекла повышенное внимание специалистов в связи с обострением проблемы привлечения инвестиций в условиях экономического кризиса, спровоцированного пандемией COVID-19. В то же время этот интерес отражает и более фундаментальные факторы – прежде всего ускорившуюся виртуализацию экономической жизни. Речь идет не просто о выработке механизмов приспособления к трудностям циклического порядка, но и выработке новых подходов в связи с продвижением в масштабах мировой экономики новых приоритетов в сфере инвестиций. Теперь наиболее привлекательными для инвесторов станут проекты, которые будут отвечать критериям экологичности, социальной ориентированности и прозрачности в управлении бизнесом. Вместе с тем это не только не означает резкого разворота от уже налаженных направлений взаимодействия компаний с инвесторами, но и, наоборот, требует мобилизации всех возможных инструментов влияния на инвесторов в рамках уже традиционных направлений сотрудничества.
Рецензии и аннотации
Работа представляет собой публикацию, вполне претендующую на монографическое исследование, поскольку содержит не только материалы, предназначенные для студенческой и аспирантской аудитории. Они вполне заинтересуют специалистов в области логистики, как практиков, так и теоретиков.