Современные аспекты управления
В статье рассматривается процесс облачного управления в рамках цифровизации процессов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций органами власти. Во время проведенного исследования процесс облачного управления определен как один из ключевых бизнес-процессов в рамках предложенной бизнес-модели цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. С помощью процессного подхода представлены типичные свойства данного бизнес-процесса. Они могут лечь в основу дальнейшего моделирования, способного максимально точно и полно описать бизнес-процесс с учетом поставленных задач. Дана характеристика бизнес-процесса и выделены пять главных этапов управления им. Обозначены технологии реализации облачного управления и метрики бизнес-процесса. Выделены особенности исследуемого бизнес-процесса, модели предоставления услуг в рамках облачного управления, модели реализации этих услуг и их ключевые преимущества. На основе анализа российского рынка сделан вывод о том, что облачные технологии являются основным и самым значимым сегментом отечественного рынка информационных технологий. Рассмотрена проблематика лоскутной автоматизации в информационной сфере. Особое внимание в статье обращено на риски и угрозы, сопутствующие внедрению облачного управления. Приведены функциональные области этих рисков, описаны процессы риск-менеджмента для их снижения и предотвращения. Отмечается важность реализации облачного управления в общих процессах современного государственного управления, понимание его значимости и необходимости дальнейшего глубокого изучения.
В статье рассматривается проблематика изменений в экономике и менеджменте под влиянием процессов цифровизации и цифровой трансформации. В последние годы под влиянием как технологического прогресса, так и происходящих институциональных изменений формируется новый сектор в экономической системе – цифровая экономика. Несмотря на расплывчатость ее границ и отсутствие единого подхода к определению сущности самой этой категории, важность развития цифровой экономики сегодня не вызывает сомнений. Это находит отражение не только в научных разработках и практике хозяйствования, но и в системах государственного регулирования экономики. Цифровая экономика все в большей степени переплетается с традиционными экономическими отношениями, что формирует как новые возможности, так и угрозы для успешного развития и функционирования организаций. Это требует адекватного ответа на вызов со стороны систем их менеджмента. В исследовании рассмотрены изменения, которые ожидаются в стратегическом менеджменте российских организаций в условиях цифровой экономики. Они определяются необходимостью повышения значимости стратегий цифрового развития и цифровой трансформации организаций, а также более широкого использования цифровых инструментов стратегирования.
В статье произведен анализ эффективности механизмов финансирования инноваций в Российской Федерации. Показано, что преодолеть накопившиеся в производственной сфере противоречия и технологическое отставание страны только путем увеличения финансирования научных исследований и разработок невозможно. Необходимо повышать результативность финансовых вложений, используя системный подход, который предполагает сочетание множества различных мер управленческого финансового и нефинансового характера.
Проблемы управления: экономические, правовые, социальные и психологические
Важнейшей особенностью современной структуры международных экономических отношений является возрастание роли международного гуманитарного сотрудничества, что стало одним из проявлений глобальных трансформационных процессов. Современное общество сталкивается со множеством гуманитарных проблем, среди которых часто выделяют бедность, социальное неравенство, массовую миграцию, рост вооруженных конфликтов и т. д. В статье основное внимание уделяется новым гуманитарным проблемам и этическим вызовам, которые затрагивают вопросы, связанные с цифровой трансформацией экономики и автоматизацией бизнес-процессов, неравенством в доступе к образованию и возрастанием доли NEET-молодежи, а также ростом глобального неравенства. Показано, что в 2020 и 2021 гг. впервые за всю многолетнюю историю наблюдений отмечалось снижение значения глобального индекса человеческого развития (ИЧР). По оценкам экспертов ООН, если в ближайшие годы реальное значение глобального ИЧР будет ниже прогнозного, то в мировом масштабе потери для социально-экономического развития стран будут невосполнимыми. Решение указанных проблем, затрагивающих как развитые, так и развивающиеся страны, предлагается посредством развития международного гуманитарного сотрудничества в сфере образования, культуры, спорта и здравоохранения.
В современных условиях развития управления персоналом все большее значение принимает умение не только найти нужных сотрудников, но и удержать их – для чего применяются индивидуальные подходы к сотрудникам. Одним из важных направлений в такой ситуации становится выделение важных аспектов организации труда для различных возрастных групп (поколений) сотрудников. Речь идет об адаптации режимов работы, организации рабочего пространства и форматов рабочего места для конкретных специалистов, что позволит не только создать им комфортные условия для долгосрочного сотрудничества с организацией, но и позволит организации унифицировать эти подходы.
Настоящая статья посвящена анализу различных теоретических точек зрения на управление организацией. В ходе исследования автором выявлены общие тенденции развития и особенности этих точек зрения, которые объясняются изменением внешних и внутренних условий работы предприятий. Описаны подходы к организации управления, приведены их ключевые авторы, временные отрезки развития, принимаемые решения в рамках каждого подхода и их результаты, положительные и отрицательные черты. В качестве выводов представлено резюме текущей ситуации в области изучения подходов к управлению организацией.
В статье рассматривается структура цифровой экономики, место и роль в этой структуре телекоммуникационных технологий в целом и межоператорского рынка услуг связи в частности. Исследуются особенности функционирования межоператорского рынка как инфраструктурной платформы в глобальной телекоммуникационной системе, как самостоятельного технологического и потребительского рынка в рамках отрасли связи и как сформировавшегося профессионального сообщества, основанного на принципах партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения организационных проблем взаимодействия структурных элементов цифровой экономики с учетом их значимости для эффективного развития последней. Исследование опирается на комплекс общенаучных методов: структурный анализ, наблюдение, логический метод. Научная новизна заключается в обозначении места и роли межоператорского взаимодействия в структуре современной цифровой экономики, выявлении проблем организационного характера и определении путей их решения на уровне исследуемого рынка. В частности, для повышения операционной эффективности межоператорского взаимодействия автор рекомендует применять положения концепции управления взаимодействия с поставщиками (SRM), адаптированные для данного направления хозяйственной деятельности, и обосновывает целесообразность внедрения последних на уровне стратегического и операционного менеджмента в компаниях – операторах связи.
Современный гражданский процесс характеризуется диспозитивными началами – правом выбора способа участия в судебном заседании: традиционный или дистанционный, состязательными началами – правом реализовывать процессуальные права, касающиеся выражения мнений, доводов о своей позиции и доказывания ее в процессе также двумя способами и началами процессуального равноправия и справедливости – равные возможности и гарантии в процессе выбора способа взаимодействия между участниками гражданского процесса и судом. Таким образом, в ГПК РФ активно развиваются нормы, касающиеся развития информационных технологий, а в судах – практика по применению участниками информационных технологий. Это заставляет задуматься о контролирующей роли суда, которая должна распространяться на цифровую форму осуществления правосудия. Контроль в этом случае носит процессуальный и технологический характер: за поведением участников, использующих информационные технологии при реализации процессуальных прав, и за цифровыми источниками, технологическими средствами.
Автор приходит к выводу о роли поведенческих реакций в целевой установке – использовать информационные технологии при участии лиц в процессе рассмотрения гражданских дел добросовестно. Добросовестному поведению участников гражданского процесса уделяется большое внимание в науке. В гражданском процессе добросовестность противопоставлялась или взаимодействовала с основными процессуальными принципами гражданского процесса, которые устанавливают правомочия лиц, материально заинтересованных в исходе дела: быть активными, пользоваться процессуальными правами, доказывать свою позицию, иметь равные гарантии и т. д. Действие в своем интересе побуждает участников добиваться своих целевых установок в процессе любой ценой. Следовательно, на первый план выходит обязанность участников действовать добросовестно при реализации процессуальных прав. Данная обязанность позволяет констатировать необходимое влияние суда на поведение участников гражданского процесса, при этом информационные технологии не смогут выступать в качестве рычагов недобросовестного воздействия на ход гражданского процесса, реализацию прав добросовестными лицами, вынесение законного и обоснованного решения судом. Мерами воздействия могут выступать неимущественные последствия в виде отказа судом в ходатайстве о применении информационных технологий недобросовестным участникам.
Приоритеты национального развития
В условиях проводимой западными странами агрессивной политики с позиции силы оборона страны становится приоритетным направлением обеспечения национальной и военной безопасности Российской Федерации. В статье изложена авторская точка зрения на место и роль стратегического планирования в процессе государственного управления обороной страны, раскрываются основные элементы системы стратегического целеполагания и инструменты реализации государственной военной политики, адекватной существующим и потенциальным вызовам и угрозам военной безопасности России.
В статье исследуются основные методы государственного воздействия на установление рыночного равновесия в экономике страны: налоги, субсидии, потолок цен, антимонопольное регулирование и другие. Рассмотрены преимущества и недостатки государственного вмешательства в рыночный механизм, определены причины государственного воздействия для улучшения экономики в долгосрочной перспективе.
Актуальность исследования заключается в изучении необходимости государственного регулирования экономики для стабилизации конкурентных рынков, регулирования торговых операций, поддержания экономического и социального благосостояния населения страны. Рынок (частный бизнес) и государство являются ключевыми институтами общества. Неспособность любого из них оправдать ожидания приведет к возникновению определенных проблем.
Методологическую основу исследования составляет исследование принципов смешанной, рыночной, командной экономики, кейнсианская теория, неоклассическая теория. Результатом исследования является необходимость взаимодействия двух институтов: рынка и государства, так как предпринимательские структуры неспособны решать масштабные задачи по экономическому развитию, а государство должно проявлять инициативу и вмешиваться там, где это необходимо.
Научно-технический прогресс создал предпосылки для цифровой трансформации жизнедеятельности общества и государства. Эти процессы нашли свое отражение и в Приднестровье, особенно после пандемии, вызванной действием COVID-19.
В статье представлен ретроспективный анализ реализуемых в ПМР государственных программ: Портал государственных услуг, Межведомственный электронный документооборот (МЭД), Электронный журнал (для образовательных учреждений республики), Электронная отчетность, Информационная система в сфере закупок, Электронные платежи. Создание в 2020 г. профильного министерства в структуре Правительства ПМР, отвечающего за цифровую трансформацию, позволило существенно продвинутся вперед по разработке и внедрению перечисленных программ.
В статье делается вывод, что, несмотря на наличие положительной динамики по цифровой трансформации жизнедеятельности общества, республика стоит только в начале этого пути. В условиях постоянного дефицита бюджетных средств, вызванных в том числе и блокадными мерами со стороны Правительства Республики Молдова (ПМР), этот путь будет долгим.