Потенциальные возможности и ограничения управления клиентским опытом покупателей продуктов для укрепления здоровья на российских онлайн-маркетплейсах Яндекс.Маркет, Оzon и Wildberries
https://doi.org/10.28995/2782-2222-2023-2-45-57
Аннотация
Продолжившийся после пандемии COVID-19 тренд на усиление заботы о здоровье и появление новых каналов продаж в цифровой среде явились драйвером для изменения покупательских практик российских потребителей. В России произошло усиление спроса на продукты для укрепления здоровья, включая нишевые продукты, биологически активные добавки и витамины, спортивное питание, и появились как новые возможности, так и определенные ограничения для управления поведением потребителей на российских онлайн-платформах – маркетплейсах Яндекс.Маркет, Ozon и Wildberries. Реклама внутри маркетплейсов помогает продавцам продвижению продуктов для укрепления здоровья и здорового питания, тем самым дает возможность управлять клиентским опытом и влиять на потребительский выбор. Маркетинговые инструменты для управления клиентским опытом на российских онлайн-маркетплейсах включают в себя накапливание бонусов, использование рейтинговых систем, возможность расширенного выбора по продуктовым категориям, сортировки по популярности, по обновлению, по выгоде (выбор по скидке и снижению цен), возможность учета обзоров и оценок продуктов предыдущими покупателями. Новые технологии продаж и кастомизация онлайн-ритейла вносят существенные изменения в управление потребительскими практиками.
Об авторах
Т. Б. РыжковаРоссия
Татьяна Б. Рыжкова, кандидат экономических наук, доцент
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Е. А. Тарасенко
Россия
Елена А. Тарасенко, кандидат социологических наук, доцент
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Антонова 2022 – Антонова Н.С. Онлайн-канал продаж: простые шаги по выходу на маркетплейсы // Управление продажами. 2022. № 1 (112). С. 20–28.
2. Дмитриева 2018 – Дмитриева М.А. Онлайн маркетплейс: потенциальные возможности и угрозы // Интернет-маркетинг. 2018. № 4 (104). С. 56–61.
3. Письменская 2021 – Письменская Е.Б. Маркетплейс Wildberries и партнеры (поставщики): возможности и опасности сотрудничества // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2021. № 2 (144). С. 104–114.
4. Рыжкова, Тарасенко 2021 – Рыжкова Т.Б., Тарасенко Е.А. Забота о здоровье и благополучии: изменение трендов потребительского поведения в условиях пандемии COVID-19 // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. № 2. С. 24–37. DOI: 10.28995/2073-6304-2021-2-24-37.
5. Тарасенко, Дворяшина 2019 – Тарасенко Е.А., Дворяшина М.М. Рынок частной медицины в России: взгляд маркетолога // ЭКО. 2019. № 6 (540). С. 43–61. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2019-6-43-61.
6. Шейман и др. 2019 – Шейман И.М., Шишкин С.В., Кусакина В.О. и др. Сроки ожидания медицинской помощи: зарубежный опыт и российская практика: Докл. к XX Апрельской Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. 9–12 апреля 2019 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 87 с.
7. Юлдашева и др. 2020 – Юлдашева О.У., Наумов В.Н., Шубаева В.Г. Интегрированная модель покупательского пути при совершении онлайн-покупок // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2020. № 1. С. 56–61. DOI: 10.36627/2074-50952020-1-1-56-61.
8. Adler, Wohllebe 2020 – Adler M., Wohllebe A. Consumers Choosing Retailers on Online Market-places: How Can Retailers Differentiate Apart From The Price? An Exploratory Investigation // International Journal of Applied Research in Business and Management. 2020. № 1 (1), C. 27–36. DOI: 10.51137/ijarbm.2020.1.1.3.
9. Hänninen et al. 2018 – Hänninen M., Smedlund A., Mitrone L. Digitalization in retailing: multi-sided platforms as drivers of industry transformation // Baltic Journal of Management. 2018. Vol. 13. No. 2. P. 152–168. DOI: 10.1108/BJM-04-2017-0109.
10. Kafkas et al. 2021 – Kafkas K., Perdahçı Z.N., Aydın M.N. Discovering Customer Purchase Patterns in Product Communities: An Empirical Study on Co-Purchase Behavior in an Online Marketplace // Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research. 2021. № 16. Р. 2965–2980. DOI: 10.3390/jtaer16070162.
11. Tan, Chen 2021 – Tan, Si & Chen, Weiping. Building consumer trust in online food marketplaces: the role of WeChat marketing // International Food and Agribusiness Management Review. 2021. Vol. 24 (5). P. 845–862. DOI: 10.22004/ag.econ.316319.
12. Witell et al. 2020 – Witell L., Kowalkowski C., Perks H., Raddats C., Schwabe M., Benedettini O., Burton J. Characterizing customer experience management in business markets // Journal of Business Research. 2020. Vol. 116. P. 420–430. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.08.050.
Рецензия
Для цитирования:
Рыжкова Т.Б., Тарасенко Е.А. Потенциальные возможности и ограничения управления клиентским опытом покупателей продуктов для укрепления здоровья на российских онлайн-маркетплейсах Яндекс.Маркет, Оzon и Wildberries. Наука и искусство управления. 2023;(2):45-57. https://doi.org/10.28995/2782-2222-2023-2-45-57
For citation:
Ryzhkova T.B., Tarasenko E.A. Potential opportunities and limitations for customer experience management of healthy food consumers on Russian online marketplaces Yandex.Market, Ozon and Wildberries. Science and art of management. 2023;(2):45-57. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2782-2222-2023-2-45-57