Научная дипломатия. Наука и образование как важнейшие ценности общественного развития
https://doi.org/10.28995/2782-2222-2022-3-26-37
Аннотация
Статья посвящена комплексному анализу роли научной дипломатии как ценностному ориентиру на арене международных отношений.
Актуальность исследований связана с тем, что в настоящее время наука и образование становятся главными источниками, ресурсами и, соответственно, возможностями общественного развития. Помимо роста тенденции обучения, расширяется образовательное и научное пространство в географическом, социальном и политическом планах. В настоящий момент нет страны, в которой бы отсутствовала система образования, потому что процессы информатизации повлияли на распространение и возрастание интенсивности популяризации знаний.
Проблема исследования заключается в неоднозначности понимания феномена научной дипломатии и роли академической мобильности в ней. Академическая мобильность традиционно воспринимается как возможность получить новые знания, опыт, профессиональные навыки, но она может транслировать национальные интересы, презентовать уровень и качество национальной науки, демонстрировать возможности и потенциал исследователей.
Методологическую основу исследования составил междисциплинарный подход, который заключается в исследовании различных возможностей и ограничений, влияющих на развитие научной дипломатии академической мобильности. Экономические, политические и социальные факторы влияют на формирование единой глобальной концепции научной дипломатии, опираясь на современные тенденции.
Эмпирическая база исследования основывается на анализе таких источников, как нормативно-правовые акты и документы на национальном и международном уровнях, актуальные научные статьи и аналитические материалы, представленные на интернет-ресурсах, документы официальных сайтов международных организаций и государственных органов Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в обобщении и систематизации позитивного международного опыта развития научной дипломатии и академической мобильности на основе принятой методологии.
Практическая значимость статьи заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе аспирантами, преподавательским составом образовательных организаций высшего образования. Также работа может быть использована в дальнейших исследованиях, в том числе с позиции подтверждения или опровержения выводов, сделанных автором.
Об авторе
В. М. ГрибаничРоссия
Владимир М. Грибанич, доктор экономических наук, профессор
119021, Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1
Список литературы
1. Алиева, Поморцева 2016 – Алиева Т.М., Поморцева И.М. Экономика знаний как новая философия экономического роста // Актуальные проблемы управления. Маркетинг и менеджмент в образовании: Сб. ст. Междунар. науч. конф.: III Сперанские чтения / РГГУ, Гильдия маркетологов. М., 2016. С. 18–23.
2. Зенкина 2021a – Зенкина Е.В. Cовременные подходы к оценке устойчивого развития стран // Вестн. РГГУ. Сер. «Экономика. Управление. Право». 2021. № 3. С. 111–125.
3. Зенкина 2021b – Зенкина Е.В. Информационная глобализация как новая основа современной международной экономики: задачи экономической политики России // Наука и искусство управления / Вестн. Ин-та экономики, управления и права Росс. гос. гуманит. ун-та. 2021. № 3. С. 52–59.
4. Хализева 2018 – Хализева М.Е. Научная дипломатия как элемент «мягкой силы» // Вестн. Росс. акад. наук. 2018. Т. 88. № 6. С. 492–499.
5. New frontiers 2010 – New frontiers in science diplomacy // The Royal Society. L., 2010. 44 p.
6. Ruffini 2019 – Ruffini P.B. Science and Diplomacy: A new dimension of international relations // The Hague Journal of Diplomacy. 2019. Vol. 14. URL: https://doi.org/10.1163/1871191X-14401039 (дата обращения 20 марта 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Грибанич В.М. Научная дипломатия. Наука и образование как важнейшие ценности общественного развития. Наука и искусство управления. 2022;(3):26-37. https://doi.org/10.28995/2782-2222-2022-3-26-37
For citation:
Gribanich V.M. Science diplomacy. Science and education as critical values of social development. Science and art of management. 2022;(3):26-37. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2782-2222-2022-3-26-37