Анализ создания «национального чемпиона» в сфере производства полупроводников в КНР в XXI в.
https://doi.org/10.28995/2782-2222-2025-3-94-115
Аннотация
В статье рассмотрен опыт создания национального чемпиона в отрасли микроэлектроники – компании Semiconductor Manufacturing International Corporation. В первой части рассмотрены такие вопросы, как история и условия возникновения компании, цели и задачи, возлагаемые государством, политические меры поддержки. Во второй части рассмотрено текущее экономическое положение по ключевым пунктам бухгалтерской отчетности, место и роль в текущей экономике страны, конкурентоспособность на мировом рынке в текущих геополитических условиях. На основе проделанного анализа авторы сформулировали следующие особенности развития компании «национального чемпиона» в области производства полупроводников: плотная взаимосвязь бюрократического аппарата с руководством компании; доступ к мерам государственной поддержки; наличие опытных визионеров отрасли в руководстве компании, обладающих широким кругом международных партнеров. Также авторами отмечены уязвимости подобной модели, которые необходимо учитывать и нивелировать в процессе становления и развития «национального чемпиона». Опыт создания и развития SMIC демонстрирует жизнеспособность модели, использованной КНР, и может рассматриваться как пример успешной реализации промышленной политики.
Ключевые слова
Об авторах
Д. А. ПотаповРоссия
Даниил А. Потапов, аспирант
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
117997, Москва, Стремянный пер., д. 36
Н. А. Крутов
Россия
Никита А. Крутов, аспирант
117997, Москва, Нахимовский пр., д. 32
Список литературы
1. Бабаев и др. 2023 – Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура 2022 / Под ред. К.В. Бабаева, А.В. Лукина [и др.]. М.: Ин-т Китая и современной Азии РАН, 2023. 432 с.
2. Вартазарова, Кобринская 2021 – Вартазарова Л.С., Кобринская И.Я. (составление). Развитие взаимоотношений Евросоюз – Китай: экспертные оценки и прогнозы, риски и возможности для России // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2021. № 2. С. 57–70. DOI: 10.20542/afij-2021-2-57-70.
3. Григорьев, Жаронкина 2024 – Григорьев Л.М., Жаронкина Д.В. Экономика Китая: тридцать лет обгоняющего развития // Вестник международных организаций. 2024. Т. 19. № 1. C. 176-200.
4. Крутов, Потапов 2024 – Крутов Н.А., Потапов Д.А. Анализ динамики ВВП и факторов роста экономики КНР для выявления сценария роста в 2025 году // Научные записки молодых исследователей. 2024. Т. 12. № 4. С. 5–14.
5. Ма 2024 – Ма Л. Политика полупроводниковой промышленности Китая, эффективность отрасли и синергетическое агрегирование на основе анализа методом GARCH // Региональная экономика и управление. 2024. № 2 (78). Ст. 7815. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-poluprovodnikovoy-promyshlennosti-kitaya-effektivnost-otrasli-i-sinergeticheskoe-agregirovanie-na-osnove-analiza-metodom (дата обращения19 апреля 2025).
6. Русаков 2023 – Русаков А.М. Роль предприятия TSMC на международном рынке полупроводниковой продукции // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 7. (101). C. 176–181.
7. Цуй 2023 – Цуй Циюань. Глобализация экономики компании HUAWEI // Экономика и социум. 2023. № 4-1 (107). С. 1016–1021.
8. Чао 2023 – Чао И. Экономическое и политическое влияние HUAWEI // Экономика и социум. 2023. № 6-1 (109).
9. Черентаева 2024 – Черентаева С.В. Экономическое влияние китайского бренда HUAWEI на развивающихся рынках // Молодой ученый. 2024. № 1 (500). С. 256–257. URL: https://moluch.ru/archive/500/109325/ (дата обращения 19 апреля 2025).
10. Чжо 2024 – Чжо И. Анализ показателей финансово-экономической деятельности компании «Huawei» // Экономика и социум. 2024. № 5-1 (120). С. 1792–1797.
11. Чэнжун, Жуковская 2023 – Чэнжун Г., Жуковская О.Ю. Анализ и перспективы развития полупроводниковой промышленности Китая // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. 2023. № 1. С. 64–72.
12. Bi, Chen, Yang 2022 – Bi Z., Chen S., Yang N. SWOT Analysis of Taiwan Semiconductor Manufacturing Company’s Development and Its Impact on Economic Development and Enlightenment // Proceedings of the 2nd ICEMED Conference: Advances in Economy, Business and Management Research. 2022. Vol. 656. DOI: 10.2991/aebmr.k.220603.192.
13. Wang 2022 – Wang J. Development of the Investment Strategy of Huawei Company // 10th International Conference on Social Science, Education and Humanities Research (SSEHR). 2022. DOI: 10.25236/ssehr.2022.029.
14. Wu, Qi et al 2021 – Zh. Wu, J. Wu, Qi Hou [et al.]. The strategy of international brand expansion of it enterprises: a case study based on Huawei // Procedia – Computer Science. 2021. Vol. 183. P. 733–744.
Рецензия
Для цитирования:
Потапов Д.А., Крутов Н.А. Анализ создания «национального чемпиона» в сфере производства полупроводников в КНР в XXI в. Наука и искусство управления. 2025;(3):94-115. https://doi.org/10.28995/2782-2222-2025-3-94-115
For citation:
Potapov D.A., Krutov N.A. The experience of the PRC in establishment of the “national champion” company – producer of the semiconductors in the 21st century. Science and art of management. 2025;(3):94-115. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2782-2222-2025-3-94-115

