Preview

Наука и искусство управления

Расширенный поиск

Стратегический анализ как инструмент стратегического управления организацией

https://doi.org/10.28995/2782-2222-2025-3-8-28

Аннотация

   В статье исследуются теоретико-методологические аспекты применения современных инструментов стратегического анализа как одного из ключевых элементов системы стратегического управления ассортиментной политикой на предприятиях производственной сферы. Рассматриваются подходы к использованию таких инструментов в условиях высокой неопределенности внешней среды и необходимости повышения адаптивности бизнес-процессов. Особое внимание уделяется рассмотрению существующих ограничений и проблем, возникающих при использовании отдельных аналитических методов, а также возможностям их адаптации и модификации для обеспечения большей гибкости и точности принимаемых управленческих решений в современных условиях.
   Проведение стратегического анализа товарного портфеля предприятия позволяет выявить стратегически приоритетные ассортиментные позиции, требующие концентрации ресурсов, что, в свою очередь, способствует эффективной оптимизации издержек и повышению производительности управления. Полученные аналитические результаты находят практическое применение в различных аспектах менеджмента – от систематизации складского учета и контроля оборотных средств до разработки долгосрочной ассортиментной и маркетинговой стратегии. Таким образом, применение современных методик стратегического анализа формирует обоснованную методологическую базу для построения устойчивой и сбалансированной ассортиментной политики, обеспечивающей финансовую устойчивость и конкурентоспособность производственного предприятия в долгосрочной перспективе.

Об авторах

С. А. Гребенюк
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Молдова

Светлана А. Гребенюк, кандидат экономических наук, доцент

МД-3300, Приднестровье, Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 128



А. А. Нартя
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Молдова

Алена А. Нартя, аспирант

МД-3300, Приднестровье, Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 128



Список литературы

1. Гребенюк, Ионку 2019 – Гребенюк С.А., Ионку О.Ю. Применение метода портфельного анализа БКГ для управления ассортиментом производственного предприятия // Экономика Приднестровья. 2019. № 3-4. С. 55–60.

2. Герцекович и др. 2022 – Герцекович Д.А., Бунеева Е.Ю., Константинова Т.Д., Паленная Я.К. Принцип скользящей верификации как основа для идентификации базовых критериев портфельного анализа // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2022. № 2. С. 94–109.

3. Гримашевич 2020 – Гримашевич О.Н. Основные конкурентные стратегии промышленных предприятий в условиях формирования цифровой экономики // Современные проблемы управления в условиях цифровизации: Материалы VII Междунар. научно-практич. конф. Саратов, 21 ноября 2019 г. Саратов: Сарат. социально-экономический ин-т (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. С. 35–40.

4. Захарин 2022 – Захарин Ю.С. Сущность корпоративной стратегии и принципы достижения корпоративного преимущества // Научное обозрение: Актуальные вопросы теории и практики: Сб. статей III Междунар. научно-практич. конф.: В 2 ч. Пенза, 27 декабря 2022 г. Ч. 2. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. С. 82–84.

5. Кнышенко, Соловьева 2021 – Кнышенко Д.Д., Соловьева Д.В. Ценностный подход к управлению портфелем // Сб. трудов IX Конгресса молодых ученых. Санкт-Петербург, 15–18 апреля 2020 г. Т. 2. СПб.: Университет ИТМО, 2021. С. 163–166. EDN DLPXEM.

6. Кулиева 2021 – Кулиева А. Сущность корпоративной стратегии на современном промышленном предприятии // Форум молодых ученых. 2021. № 6 (58). С. 438–442.

7. Литвиненко 2022 – Литвиненко С.С. Портфельный анализ как инструмент для оценки инвестиций // Актуальные тренды в экономике и финансах: Материалы Всерос. научно-практич. конф. Омск, 21 декабря 2021 г. Омск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (филиал). 2022. С. 284–288. EDN GEKQZB.

8. Мазур 2024 – Мазур О.Е. Проблемы адаптации матрицы БКГ к анализу товарного ассортимента // Рыночная экономика: современная теория и практика управления. 2024. Т. 23. № 1 (56). С. 73–83.

9. Маймакова, Бакуркина 2021 – Маймакова Л.В., Бакуркина М.Ю. Методологические подходы к анализу портфельных инвестиций на рынке недвижимости // Современная наука: традиции и инновации: Сб. науч. ст. по итогам IV Молодежного конкурса научных работ. Волгоград: Абсолют, 2021. С. 49–52.

10. Расумов 2023 – Расумов В.Ш. Эволюция стратегического управления // Актуальные вопросы устойчивого развития современного общества и экономики: Сб. науч. статей 2-й Всерос. научно-практич. конф.: В 3 т. Курск, 27–28 апреля 2023 г. Т. 2. Курск: Университетская книга, 2023. С. 273–276.

11. Шумкова 2025 – Шумкова Е. Управление ассортиментной политикой на основе адаптированной матрицы БКГ (на примере фитопродукции) // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия: Экономика и управление. 2025. № 1. С. 92–101.

12. Шустова 2023 – Шустова В.И. Сущность и роль портфельных стратегий на корпоративном уровне. Российский опыт комплексного использования портфельных стратегий в управлении маркетингом на предприятии // Управление и экономика народного хозяйства России: Сб. ст. VII Междунар. научно-практич. конф. Пенза, 21–22 февраля 2023 г. Пенза: Пензенский гос. аграрный ун-т, 2023. С. 707–716.

13. Якупов 2024 – Якупов Б.Т. Новый подход к анализу волатильности и риска в портфельных инвестициях // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2024. Т. 59. № 2. С. 75–94.

14. Gorb et al. 2022 – Gorb O., Dorohan-Pysarenko L., Yehorova O. [et al.]. Boston Consulting Group Matrix: Opportunities for Use in Economic Analysis // Наукові горизонти. 2022. Vol. 25. No. 7.

15. Fu et al. 2022 – Fu R., Zheng B., Wen J., Xie L. Research on Commodity Business Value and Customer Value of E-Commerce Platforms: Based on Consumer Psychology and Cognition // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article 985537.

16. Puchkova et al. 2020 – Puchkova S., Brovkin A., Potanina Yu. Fundamental analysis: the essence and necessity of application in portfolio investment (on the example of the Russian companies) // Економiчний часопис-XXI. 2020. Vol. 183. No. 5-6. P. 116–124.

17. Ye 2022 – Ye J. Analysis of Menu Design in the Food and Beverage Industry Using the BCG Matrix Method // Highlights in Business, Economics and Management. 2022. Vol. 2. P. 222–340.


Рецензия

Для цитирования:


Гребенюк С.А., Нартя А.А. Стратегический анализ как инструмент стратегического управления организацией. Наука и искусство управления. 2025;(3):8-28. https://doi.org/10.28995/2782-2222-2025-3-8-28

For citation:


Grebenuk S.A., Nartea A.A. Strategic analysis as a tool for strategic management of an organization. Science and art of management. 2025;(3):8-28. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2782-2222-2025-3-8-28

Просмотров: 344


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-2222 (Print)