Особенности выбора профессий в области экономики студентами высших учебных заведений
https://doi.org/10.28995/2782-2222-2024-2-95-107
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
В статье проанализированы особенности профориентации в профессиях группы «Человек – управление» и «Человек – знаковая система». Исследованы теоретико-методологические подходы к анализу профессиональной ориентации. Определены основные факторы, влияющие на профессиональные особенности в области экономики.
В современном мире цифровизации и глобализации идеи, ценности, мотивы и предпочтения человека отражены во всех сферах экономического развития страны, начиная формироваться еще в детском возрасте. Насколько верно человек сформировался в сложившихся условиях, зависит не только уровень его профессиональных качеств, но и гражданская позиция в будущем.
Задача государства и системы высшего образования заключается в доступности системной профориентации, чтобы каждый человек с ее помощью смог реализовать свой профессиональный потенциал, – найти свое призвание и пройти все ступени формирования специалиста.
В связи с ухудшением демографии в стране (демографической ямы 1990 г.), сложной геополитической ситуацией и санкционным давлением западных стран, современные российские работодатели стоят на пороге критического дефицита кадров.
Потребность работодателей в высококвалифицированных работниках ведет к естественной интеграции с вузом, что позволяет работодателям активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах. Поэтому представляется актуальным и важным изучение выбора профессии и определение ее потенциала, роли и значения профориентационной деятельности.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Н. ПятшеваРоссия
Елена Н. Пятшева - кандидат социологических наук
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Абульханова-Славская 1991 - Абульханова-Славская А.К. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 230 с.
2. Авакян 2012 - Авакян А.А. Факторы активного экономического поведения современной российской молодежи // Фундаментальные исследования. 2012. № 11 (ч. 2). С. 345-348.
3. Ананьев 1955 - Ананьев Б.Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности // Вопросы психологии. 1955. № 1. С. 14-25.
4. Бондаренко и др. 2024 - Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. Индикаторы образования 2024: Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ. 2024. 416 с.
5. Вебер 2002 - Вебер М. Основные социологические понятия // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом «Университет», 2002. Ч. 1. С. 31-96.
6. Дюркгейм 1991 - Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991. 576 с.
7. Гиддингс 1997 - Гиддингс Ф. Теория социализации. М., 1997. 418 с.
8. Головаха 1988 - Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
9. Горшков и др. 2023 - Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с.
10. Зеер 2005 - Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
11. Климов 2004 - Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
12. Леонтьев 2001 - Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.
13. Пятшева 2023 - Пятшева Е.Н. Профориентация: от тейлоризма до современной профессиональной среды // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 3. Ч. 2. С. 224-235
14. Фрейд 1989 - Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 456 с.
15. Рубинштейн 1986 - Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101-109.
16. Тощенко 2020 - Тощенко Ж.Т. Общие и специфические критерии прекарной занятости (опыт эмпирического анализа) // Социологические исследования. 2020. № 9. С. 90-102.
17. Roe 1956 - Roe A. The Psychology of Occupations. N.Y.: Wiley, 1956. 360 p.
Рецензия
Для цитирования:
Пятшева Е.Н. Особенности выбора профессий в области экономики студентами высших учебных заведений. Наука и искусство управления. 2024;(2):95-107. https://doi.org/10.28995/2782-2222-2024-2-95-107
For citation:
Pyatsheva E.N. Specifics of the profession of choice s in Economics by students of Higher Educational Institutions. Science and art of management. 2024;(2):95-107. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2782-2222-2024-2-95-107